Немного, но достаточно о даре иных языков

Дар иных языков – это дарованная Богом способность говорить на иностранном человеческом языке, которого получающий эту способность не изучал. Согласно словам апостола Павла, верующие, употребляющие дар иных языков в церкви, должны говорить по одному, и только двое или трое за одно богослужение (1 Кор. 14:27). Кроме того, сказанное в церкви на иных языках должно было переводиться человеком, имеющим дар истолкования языков, чтобы другие могли получить назидание от Божьего послания (1 Кор. 14:5, 13, 27). Таким образом, иные языки не употреблялись в качестве языка для личной молитвы, а, как и все остальные духовные дары, были средством служения и назидания в теле Христовом (1 Кор. 12:7; 1 Пет. 4:10).
Языки “умолкнут”

В 1 Коринфянам 13:8 Павел делает интересное, если не поразительное, заявление: “Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится”. Используемое здесь греческое слово, переведённое как “перестаёт”, означает “падать” или “распадаться”. Павел здесь не говорит, что любовь непобедима, или что её нельзя отвергнуть. Он просто говорит, что любовь вечна – она будет вечно пригодна, и её срок годности не истечёт. Однако, языки “умолкнут”. Использованный здесь греческий глагол означает “прекратиться навсегда”, и он подразумевает, что когда языки умолкнут, то они никогда не начнутся снова.

И вот какой вопрос ставит этот текст перед современным харизматическим движением: если языки должны были умолкнуть, произошло ли уже это или ещё ожидается в будущем? Верующие-харизматы настаивают, что никакие дары ещё не исчезли, и поэтому языки должны умолкнуть в будущем. Но большинство верующих нехаризматического толка утверждают, что иные языки уже умолкли, прекратились с завершением эры апостолов. Кто же прав?

Следует заметить, что в самом 1 Коринфянам 13:8 не говорится, когда языки должны умолкнуть. Хотя в 1 Коринфянам 13:9-10 утверждается, что знание и пророчество прекратится с наступлением “совершенного” (т.е. вечного состояния), особенности этого утверждения в отношении языков – в частности, средний залог греческого глагола, переведённого как “умолкнут” – показывают, что они выделены в особую категорию, отличную от двух других даров. Павел пишет, что знание и пророчество “прекратится” (страдательный залог) из-за наступления “совершенного”, языки же “умолкнут” сами по себе (средний залог) ещё прежде, чем настанет это “совершенное”. Когда же произошло умолкание языков? Писание и исторические факты свидетельствуют о том, что языки умолкли ещё в апостольскую эру.
Свидетельства Писания

Каковы же библейские или богословские подтверждения тому, что языки умолкли? Во-первых, дар языков был чудесным даром откровения, а эра чудес и откровений завершилась вместе с уходом апостолов. Последними чудесами, описанными в Новом Завете, были исцеления, происходившие около 58 г. н. э. на острове Мальта (Деяния 28:7- 10). А с 58 г. по 96 г., когда апостол Иоанн написал книгу Откровение, в Новом Завет не описано ни одного чуда. Такие чудесные дары как языки и исцеления упоминаются только в 1 Коринфянам, раннем послании. В двух более поздних посланиях – Ефесянам и Римлянам – в которых также обсуждается тема духовных даров, чудесные дары не упоминаются. К тому времени чудеса уже выглядели как что-то прошедшее (Евр. 2:3-4). Апостольский авторитет и апостольские наставления больше не нуждались в подтверждениях. Ещё до завершения первого века все книги Нового Завета уже были написаны и были в обращении в церквах. Дары откровений перестали служить какой-либо цели. А когда со смертью апостола Иоанна завершилась апостольская эра, то признаки, которые отличали апостолов, стали только теорией (ср. 2 Кор. 12:12).

Во-вторых, предназначение языков – быть знамением для неверующего Израиля (1 Кор. 14:21-22; ср. Ис. 28:11-12). Они показывали, что Бог начал новый труд, в который входили язычники. Господь теперь обращался ко всем народам на всех языках. Преграды были разрушены. Поэтому дар языков символизировал не только Божье проклятие непокорному народу, но и Божье благословение всему миру.

Следовательно, языки были знамением перехода от Ветхого Завета к Новому. Вместе с основанием церкви пришла и заря нового дня для Божьего народа. Бог теперь будет говорить на всех языках. Но как только переходный период прошёл, необходимость в этом знамении исчезла.

В-третьих, дар языков был второстепенным по сравнению с другими дарами. Он был дан в первую очередь в качестве знамения (1 Кор. 14:22), а также скоро стал неверно использоваться как средство назидания себя (1 Кор. 14:4). Верующие собираются для назидания церкви, а не для собственного удовольствия или получения каких-то личных переживаний. Следовательно, языки имели ограниченную пользу для церкви и никогда не предназначались в качестве постоянно действующего дара.
Исторические свидетельства

Исторические свидетельства также указывают, что языки умолкли. Важно заметить, что дар языков упоминается только в самых ранних книгах Нового Завета. Павел написал, по меньшей мере, двенадцать посланий после 1 Коринфянам и при этом ни разу снова не упомянул о языках. Пётр ничего не говорит о языках; Иаков и Иоанн также ничего не говорят о языках; то же самое и с Иудой. О языках кратко говорится только в Деяниях и 1 Коринфянам на самой заре распространения новой евангельской вести. Но как только церковь была утверждена, языки умолкли. Они прекратились. В более поздних книгах Нового Завета о языках вовсе не упоминается, им же вторят и все произведения постапостольской эры.

Иоанн Златоуст и Августин, величайшие богословы восточной и западной церквей, считали, что языки остались в прошлом. Писавший в четвёртом веке Иоанн Златоуст категорически утверждал, что языки к его времени исчезли, и называл этот дар непонятным явлением. Августин называл языки знамением, присущим апостольской эре. По сути, на протяжении первых пяти столетий церкви (постапостольского периода – Примеч. пер.) единственной группой, претендовавшей на говорение языками, были последователи Монтана, который был объявлен еретиком.

Следующий раз какое-либо заметное движение в христианстве, практикующее говорение на языках, возникло в конце семнадцатого века. В группе воинствующих протестантов в Севеннах (местность на юге Франции) появились пророчества, видения и говорение на языках. Эта группа, иногда называемая севеннские пророки, вошла в историю из-за своей политической и военной деятельности, а не благодаря своему духовному наследию. Большинство их пророчеств не исполнилось. Они были крайне против Римско-католической церкви и считали, что бороться с ней нужно с оружием в руках. Многие из них впоследствии были гонимы и убиты Римом.

На другом конце спектра находятся янсенисты, группа внутри Римско-католической церкви в XVIII веке, которая боролась с протестантским учением об оправдании верой, а также претендовала на способность говорить на языках.

Другой группой, практиковавшей одну из форм говорения на языках, были шекеры («трясуны»), американская секта, отделившаяся от квакеров и достигшая расцвета в середине XVIII века. Основательница этой секты, мать Энн Ли, считала себя женским эквивалентом Иисуса Христа. Она утверждала, что могла говорить на семидесяти двух языках. Шекеры считали половые отношения, даже в браке, грехом. Они практиковали говорение на языках, танцуя и воспевая в состоянии транса.

Затем, в начале XIX века, шотландский пресвитерианский пастор Эдвард Ирвинг и члены его общины практиковали говорение на языках и пророчества. Пророки Ирвинга часто противоречили друг другу, их пророчества не сбывались, а их собрания характеризовались неумеренными выходками. Это движение было еще больше дискредитировано, когда некоторые их пророки признались в фальсификации пророчеств, а другие даже объясняли свою “одарённость” действием злых духов. Впоследствии эта группа преобразовалась в Католическую апостольскую церковь, которая учила многим ложным доктринам, придерживаясь при этом некоторых католических учений и имея в своих кругах должности двенадцати апостолов.

Все эти так называемые проявления дара языков были связаны с еретическими, фанатическими, не имеющими здравого учения группами. По оценке современных им библейски ортодоксальных верующих, все эти группы пребывали в заблуждении. Действительно, такой и должна быть оценка любого христианина, преданного истине. Таким образом, мы приходим к выводу, что с конца апостольской эры и до начала двадцатого века не было ни одного истинного проявления новозаветного дара языков. Они умолкли, как и говорил Святой Дух (1 Кор. 13:8). Дар языков не для нашего времени.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *