Существует упорное предание, что Святой Августин, когда его цинично спросили, в насмешку об его учении о Сотворении, о том, что делал Бог до сотворения мира, ответил: “Создавал ад, для любопытных”.
Конечно же ответ был шуткой. Библия не говорит об особом божественном деле творения до самого Сотворения. Но шутка Августина содержала в себе серьезный намек, предупреждающий против пустых предположений о том, что Бог делал в вечности.
Тем не менее, Библия не предполагает, а много говорит о том, что Бог делал “до того”, как был создан мир. Часто Библия упоминает о вечном совете Бога, о Его плане спасения и других подобных вещах. И это безотлагательный теологический вопрос, чтобы Христиане не думали о Боге, как о Владыке который освобождает Свои владения во вселенной. Бог не придумывает “по ходу пьесы.” И Его нельзя рассматривать, как неуклюжего управляющего, который не справляется со Своими замыслами и должен постоянно менять Свой план спасения в соответствии с действиями людей. В Божьем Писании нет места плану №2 или плану №3. Его “План №1” существует от вечности и до вечности. И этот план одновременно и совершенен и неизменен, поскольку он полагается на вечный Божий характер, который, помимо всего прочего, святой, всезнающий и неизменный. Божий вечный план не пересматривается, потому что его не надо очищать от моральных недостатков. Он не изменяется и не дополняется, потому что для Бога не появляется новая информация, которой не было с начала. Божий план не изменяется, потому что Он не изменяется, и потому что совершенство не бывает разных степеней, и не может быть улучшено.
Завет Искупления близко связан с вечным Божьим советом. Он назван “заветом”, потому что план включает в себя несколько заинтересованных сторон. И это не завет между Богом и людьми. Это завет между личностями Божества, особенно между Отцом и Сыном. Бог не стал триединым при Сотворении или Воплощении. Его триединство также вечно, как и Его сущность. Он один, в сущности и троичен в личностях от вечности.
Завет Искупления является естественным следствием учения о Троице. Точно так же, как и о Троице, Библия нигде не говорит о нем явно. Нигде в Библии не используется слово “Троица”, но идея Троицы твердо утверждается во всем Писании. Подобным образом и фраза “Завет Искупления” нигде явно не появляется в Писании, но его идея провозглашается в Библии повсюду.
Центром проповеди Иисуса было провозглашение, что Он был послан в мир Отцом. Его миссия не была дана Ему при крещении или при рождении. Она была дана Ему до Воплощения.
В великом гимне второй главы Послания к Филиппийцам, мы видим отблеск этого: “Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (стихи 2-5).
Этот отрывок открывает нам много разных вещей. Он говорит о готовности Сына принять миссию искупления по повелению Отца. И то, что Иисус пришел, чтобы исполнить волю Отца свидетельствует вся Его жизнь. Еще ребенком, Он напомнил Своим земным родителям в храме, что Он должен пребывать в том, что принадлежит Его Отцу (досл. заниматься делом Отца, прим пер.). Его пищей было исполнять волю Своего Отца. Ревность по дому Отца поглощала Его. Он постоянно провозглашал, что говорит не Своей властью, а властью Пославшего Его.
Иисус был первым миссионером. И это слово подразумевает того, кто был послан с миссией. Будучи вечным Словом, Он не решил Сам по себе прийти на эту планету для ее искупления. Он был отправлен сюда. По плану спасения Сын приходит по воле Отца.
Суть Завета Искупления в том, что Сын идет на это с готовностью. Отец не принуждает Его отложить Свою славу и смириться. Скорее Он с готовностью “уничижил Себя Самого”. Отец не отнял у Сына Его вечную славу, но Сын Сам согласился временно отложить ее для нашего спасения.
Послушайте Иисуса, когда Он молиться в конце своего служения: “После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира” (Ин 17:1-5). Завет Искупления был договором, который включал в себя и обязательства, и награду. Сын вступил в священный договор с Отцом. Он подчинил Себя обязательствам этого заветного соглашения. Точно также и Отец принял на себя обязательства – даровать Своему Сыну награду за дело искупления.
В своей Систематической Теологии Чарльз Ходж приводит список из восьми обещаний, которые Отец дал Сыну в этом вечном договоре. Вкратце они звучат следующим образом:
что Бог создаст беспорочную (букв. очищенную прим. пер.) Церковь для Своего Сына;
что на Сына будет излит Дух без меры; что Бог будет всегда с Ним, чтобы поддерживать Его;
что Он избавит Его от смерти и вознесет Его и посадит по правую руку от Себя; что Он сможет даровать Святого Духа кому пожелает;
что все, дарованные Ему Отцом придут к Нему, и никто из них не будет потерян навеки;
что народы получат долю в Его искуплении и Его мессианском царстве; что Он будет взирать на подвиг души Своей с довольством.
Поскольку Бог исполнил Завет Искупления, Христос стал наследником Отцовских обещаний. Поскольку это завет никогда не нарушался, мы пожинаем плоды его благ, как наследники Бога и сонаследники Христа.
www.ligonier.org
Источник: http://refspb.ru/2012-07-15-20-45-47